- о типах и структуре дорожных одежд;
- истории возникновения дорог в России и Великобритании;
Все тексты учебного пособия объединеныP тематически, содержат интересную информацию об:
- основы делового языка по специальности; профессиональная лексика, профессиональное общение.
- владеть (1200-1400) лексических единиц и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
Я преподаю на отделении «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» много лет. Работала именно так: искала тексты, где только можно. Просмотрев и проанализировавP достаточное количество учебников для высшей школы по родственным специальностям, я пришла к выводу, что многие тексты сложны и скучныP для наших студентов, что они содержат подчас совсем не ту информацию по конкретной специальности, после них идет мало интересных заданий. Мне пришлось прочитать много книг на русском языке об этой специальности, часами беседовать со специалистами, работающими на этом отделении (кстати, все Pони влюблены в свою профессию), по крупицам собирать материал из книг, журналов, газет, буклетов, энциклопедий, пользоваться сайтами Интернета. Я посещала открытые уроки специалистов этой специальности, конференции, выставки дорожно-строительной техники и...влюбилась в эту замечательную, нужную людям профессию.P Я собралаP достаточно объемныйP материал,P который охватывает большинство тем основных Pпредметов по этой специальности, разработала систему упражнений. Так появилось учебное пособие «Английский язык для дорожных строителей» специальностиP 270206 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». Учебный материал, представленный в пособии соответствуетP ГОС СПО и Примерной программе по дисциплине «Иностранный язык» для ССУЗОВ СПО (базовый уровень). В ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в области иностранного языка написано:
Отрицательно сказывается и нехватка учебников по английскому языку для студентов ССУЗОВ, обучающихся по техническим специальностям.P Преподаватели вынуждены использовать либо морально устаревшие учебники, подбирая взамен потерявших актуальность текстов новые материалы из периодической печати, либо учебники для высшей школы.
Однако, анализ теории и практики преподавания иностранных языковP в ССУЗах показывает, что процесс обучения в основном ориентирован на формирование навыков чтения, перевода и пересказа профессионально-ориентированных текстов, расширение словарного запаса по специальности, в то время как современная педагогика делает акцент на формирование ключевых компетенций как основе развития у обучающихсяPP способностей к практическому использованию иностранного языка и воспитания личности в целом. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у студентов ССУЗОВ ключевых компетенций в процессе изучения иностранных языков и неразработанностью педагогических условий их формирования. Одной из гипотез в исследованиях ученых является следующее утверждение: формирование Pключевых компетенций у студентов ССУЗОВ в процессе изучения иностранных языков будет эффективным, если: - выявлены критерии отбора и структурирования содержания учебного материала по иностранному языку, ориентированного на формирование ключевых компетенций студентов; - разработана и реализована проектная технология формирования ключевых компетенций.P Возникающие противоречия между овладением определенной суммой знаний и умений по иностранному языку и практическим их применением заключается в нарушении связей между обучением иностранному языку и обучением специальным дисциплинам, а также несоответствием учебного материала, изучаемого на занятиях по иностранному языку, современным технико-технологическим условиям профессиональной деятельности специалиста. Это нарушение отрицательно сказывается на уровне профессиональной подготовке будущих специалистов.
Важное место в формировании конкурентоспособного специалиста средствами иностранного языка, отводится моделированию ситуаций профессионального общения, формированию необходимых профессиональных навыков и умений с адекватным языковым оформлением, Анализ имеющихся исследований, по данной проблеме, свидетельствуют о том, что решены лишь отдельные ее аспекты, такие как: моделирование ситуаций профессиональной направленности на занятиях, а также моделирование языковой деятельности студентов
Возрастание роли иностранных языков в формировании ключевых компетенций студентов ССУЗОВ обуславливаетсяPP расширением международных экономических связей, увеличением числа совместных предприятий, фирм, банков, все большим использованием в практике предприятий импортного оборудования и зарубежных технологий. В связи с этим возникает необходимость в специалистах, способных к межкультурной коммуникации с целью осуществления деловых контактов и контрактов, заключения экономических соглашений с зарубежными партнерами, поддержания сотрудничества с предприятиями разных стран. В настоящий период возрастает доля востребованных специалистов со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области международного экономического сотрудничества. Традиционный подход к обучению иностранным языкам, ориентированный на получение студентами узко предметного иноязычного образования, не может обеспечить удовлетворение новых потребностей общества и рыночной экономики, соответствовать изменениям спроса на специалистов со знанием иностранного языка со стороны заказчиков и потребителей образовательных услуг. Другими словами, отечественная система профессионального образования нуждается в смещении акцентов со знаниевого подхода к образованию на компетентностный. Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, которые понимаются не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Для профессиональных образовательных учреждений тип (набор) этих ситуаций зависит от видов деятельности, определяемых стандартом специальности будущих специалистов. Такое образование невозможно «дать», оно осуществляется только в процессе самостоятельной работы студента, если становится для него личностно значимой деятельностью. PСпособность к межкультурной коммуникации с позиции компетентностного подхода выражается не только в овладении студентами коммуникативной компетенцией, но и ключевыми компетенциями в процессе изучения иностранных языков. Ключевые компетенции в области изучения иностранных языков студентов ССУЗОВP - это интегрированная способность выпускника к эффективной профессиональной деятельности и социальному взаимодействию с использованием иностранного языка. В сфере преподавания иностранных языков состав ключевых компетенций будет следующим:P готовность проявлять ответственность за выполненную работу ((умение ставить цели овладения различными аспектами иностранного языка, умение представить конечный результат иноязычной деятельности в полном объеме), способность к самостоятельным действиям (умение понять замысел текста, умение пользоваться словарями, справочной литературой, умение отделять главную информацию от второстепенной, умение писать аннотацию и т.д.), устойчивое стремление к самосовершенствованию. Ключевые компетенции стимулируют студентов на практическое овладение языком, на овладение способами и технологиями исследовательской, самостоятельной работы, имеющей большое значение в условиях дефицита учебных часов, отведенных на изучениеP иностранных языков, и большой загруженности студентов занятиями по профилирующим дисциплинам в ССУЗЕ.P Кроме того, в условиях развитой рыночной экономики существует тесная взаимосвязь Pмежду уровнем Pсформированности ключевых компетенций и возможностью трудоустройства молодого специалиста. Об этом можно почитать в исследованияхP многих отечественных ученых и педагогах.
Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. выделяется требование подготовки конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности специалиста. Новые требования ориентируют систему СПО на переход от традиционного подхода к компетентному, призванному удовлетворить потребности современного общества, производства и самих обучающихся. Ожидания от образования со стороны этих потребителей различны. Студент намерен получить такое образование, которое в наибольшей степени содействует развитию его личностных сил и благоприятно скажется на его профессиональной карьере. Общество и производство заинтересовано в личности, способной к результативной и творческой деятельности, принятию ответственных решений в ситуациях, когда специалист вынужден выйти за пределы своих должностных обязанностей, готового к смене профиля производства, освоению новых технологий.
ФГОУ СПОP «Астраханский автомобильно-дорожный колледж»
ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ PУСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТАPP
Проблема оценки общих и профессиональных компетенций в контексте внедрения ФГОС
Библиотека полезных ссылок
Периодические издания
Повышение квалификации
Система качества
О Центре качества профессионального образования
Проблема оценки общих и профессиональных компетенций в контексте внедрения ФГОС
Комментариев нет:
Отправить комментарий